Слово на праздник Крещения Господня

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Сегодня, братія возлюбленные, св. Церковь предложила намъ весьма назидательное чтеніе изъ Апостола, именно — изъ посланія св. апостола Павла къ Титу. Вотъ это чтеніе: «Братіе! явиласъ благодать Божія, спасительная для свѣхъ человѣковъ, научающая насъ, чтобы мы, отвергнувъ нечестіе и мірскія похоти, цѣломудренно, праведно и благочестиво жили въ нынѣшнемъ вѣкѣ, ожидая блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, Который далъ Себя за насъ, чтобъ избавить насъ отъ всякаго беззаконія, и очистить Себѣ народъ особенный, ревностный къ добрымъ дѣламъ.

Сіе говори, увѣщавай, и обличай со всякою властію, чтобы никто не пренебрегалъ тебя. Напоминай имъ повиноваться и покоряться начальству и властямъ, быть готовыми на всякое доброе дѣло, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всѣмъ человѣкамъ.

Ибо и мы были нѣкогда несмысленны, непокорны, заблуждшіе, были рабы похотей и различныхъ удовольствій, жили въ злобѣ и зависти, были гнусны, ненавидѣли другъ друга. Когда же явилась благодать и человѣколюбіе Спасителя нашего, Бога, Онъ спасъ насъ не по дѣламъ праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрожденія и обновленія Святымъ Духомъ, Котораго излилъ на насъ обильно чрезъ Іисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатію, мы по упованію содѣлались наслѣдниками вѣчной жизни (Тит. 2, 11-15; 3, 1-7).

Вотъ сегоднишнее чтеніе изъ Апостола. Апостолъ говоритъ о благодати или милости и силѣ Божіей, т. е. Христовой, спасительной для всѣхъ человѣковъ, не исключая никого, кто бы только ни принялъ эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать чрезъ Іисуса Христа и только въ Немъ, — то не спасся бы никто, ни одинъ человѣкъ, и всѣ погибли бы на вѣки во грѣхахъ, ибо грѣхъ естественно раждаетъ смерть — временную и вѣчную. Но теперь явилась спасительная благодать всѣмъ человѣкамъ, — и всѣ вѣрующіе и покорные ей могутъ спастись; никто не можетъ отговариваться невозможностію или неспособностію. Эта спасительная благодать находится въ Церкви Христовой; держись ея, исполняй ей предписанія и заповѣди, участвуй въ ея таинствахъ и Богослуженіи, — и ты непремѣнно спасешься.

И такъ, спасительная благодать Божія требуетъ отъ насъ, чтобы мы, отвергнувъ нечестіе, т. е. холодность и отчужденность отъ Бога, самолюбіе и всякія мірскія и плотскія похоти, старались жить праведно, цѣломудренно и благочестиво въ нынѣшнемъ вѣкѣ, ожидая блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа. Говоря о нынѣшнемъ вѣкѣ, апостолъ имѣетъ въ виду другой вѣкъ, будущій, конца не имѣющій, какъ видно это въ концѣ нынѣшняго чтенія, да и въ слѣдующихъ сейчасъ словахъ; ибо далѣе онъ говоритъ, что мы всѣ должны ожидать блаженнаго упованія, т. е. воскресенія мертвыхъ, всеобщаго суда, жизни будущаго вѣка и явленія славы великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, разумѣя подъ явленіемъ славы Христовой второе Его пришествіе въ страшной славѣ Отца небеснаго, когда вѣчную славу Его увидятъ всѣ народы и племена земные и не могутъ не признать Его Богомъ, хотя тогда Онъ будетъ для многихъ только Богомъ Мстителемъ и грознымъ Судіею. Апостолъ далѣе говоритъ, что Іисусъ Христосъ отдалъ Себя за насъ, т. е. явившись въ миръ въ образѣ человѣка, исполнилъ за насъ всякую правду Божію, научилъ насъ благочестію, пострадалъ, умеръ и воскресъ для насъ и далъ намъ всѣ силы къ жизни праведной для того, чтобы избавить насъ отъ всякаго беззаконія и очистить Себѣ народъ особенный, ревностный къ добрымъ дѣламъ.

Вотъ и мы съ вами, братія и сестры, имѣемъ счастіе быть особеннымъ народомъ — народомъ Христовымъ. Но, спрашиваю, особенный ли мы въ самомъ дѣлѣ по жизни и дѣламъ народъ, ревностны ли мы къ добрымъ дѣламъ? Не бываемъ ли спѣшны и ретивы на грѣхъ? — Весьма часто. — Но да сохранитъ Богъ впредь насъ отъ поспѣшности на грѣхъ, да не будетъ этого ни съ кѣмъ изъ насъ; напротивъ будемъ спѣшны на всякое доброе дѣло. Далѣе апостолъ напоминаетъ о добрыхъ дѣлахъ, кои должны исполнять христіане, именно о повиновеніи начальству и властямъ, о готовности на всякое доброе дѣло, напримѣръ, на самоотверженіе изъ любви къ Богу и ближнему, на милосердіе и взаимную помощь, — о томъ, чтобы не злословить, не браниться, не поносить ближнихъ ругательными словами въ гнѣвѣ и злобѣ, — не быть сварливыми или вздорными, неуступчивыми, но тихими и кроткими ко всѣмъ.

За симъ богомудрый апостолъ исповѣдуетъ надъ собою великую милость Божію, что и его Господь спасъ не за дѣла праведности, которыя онъ прежде сотворилъ, ибо и онъ былъ нѣкогда несмысленъ, т. е. когда былъ еще гонителемъ Церкви Божіей, непокоренъ, заблуждшій, рабъ похотей и различныхъ удовольствій, жилъ въ злобѣ и зависти, былъ гнусенъ и ненавидѣлъ христіанъ, — но по Своей милости извлекъ его Господь изъ бездны погибели и омылъ банею возрожденія, т. е. крещенія и обновленія Святымъ Духомъ, Котораго излилъ на него обильно Отецъ небесный чрезъ Іисуса Христа, Спасителя нашего — дабы, оправдавшись Его благодатію, какъ ему, такъ и всѣмъ христіанамъ сдѣлаться, по упованію, наслѣдниками жизни вѣчной.

И такъ прочь отъ насъ темная несмысленность въ дѣлахъ благочестія, свойственная непросвѣщеннымъ язычникамъ, ходящимъ во тьмѣ и тѣни смертной, отринемъ отъ себя далече непокорность, похоти и различныя непозволенныя глупыя и грубыя удовольствія, злобу и зависть, всякія гнусныя дѣла и ненависть другъ къ другу; и будемъ жить въ любви и взаимопомощи и во всякомъ благочестіи и чистотѣ; будемъ народомъ особеннымъ, ревностнымъ къ добрымъ дѣламъ. Будемъ всегда помнить, что отъ насъ требуется святая жизнь, — наша жизнь должна разниться отъ жизни магометанъ и евреевъ, какъ небо отъ земли; мы должны жить на землѣ небесно, какъ чада Божіи; наша любовь къ Богу и ближнему должна быть горячая, нелицемѣрная, безкорыстная, твердая, постоянная; мы должны постоянно хранить чистоту и цѣломудріе, воздержаніе, творить всякую правду, ненавидѣть ложь; являть кротость и терпѣніе ко всѣмъ. — Миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихже кромѣ никтоже узритъ Господа (Евр. 12, 14). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 313-317.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.